Если винтовой, то только турбо

Действительно, винтовые самолеты давно стали частью истории. Им на смену пришли турбовинтовые воздушные суда. Между этими, казалось бы, родственными типами есть колоссальная разница. Турбовинтовой самолет значительно мощнее. Подъемной силы достаточно для того, чтобы поднимать не только самолет, но и множество пассажиров. При этом крейсерская скорость составит целых 510 км/ч. Это очень быстро для самолета региональных авиалиний. Конечно, это значительно медленнее дальнемагистральных воздушных судов. Учитывая небольшую дальность полёта, пассажирам будет казаться, что самолет летит с просто невероятной скоростью.

Основные характеристики ATR 72

Самолет ATR 72, благодаря своим техническим характеристикам, может перевозить до 74 пассажиров. В состав экипажа обычно входят два пилота, которыми и осуществляется управление воздушным лайнером. Самолет имеет крейсерскую скорость 509 км/ч, с которой он способен преодолевать две тысячи километр.

На данной модели не предусмотрена вспомогательная силовая установка. Вместо нее имеется, так называемый, пропеллерный тормоз, который обеспечивает самолет как электричеством, так и воздухом. Такое конструкторское решение позволило существенно снизить массу модели и объем потребляемого ATR 72 горючего.

Ознакомиться с характеристиками самолета можно в следующей таблице.

Характеристики

Грузоподъемность 7500 кг
Длина 27,17 м
Размах крыла 27,05 м
Высота 7,72 м
Масса пустого 13010 кг
Масса снаряженного 20500 кг
Максимальная взлетная масса 22000 кг
Объем топливных баков 6974 л
Силовая установка 2хТВД Pratt&Whitney Canada PW127F, AFT-31
Мощность двигателей 2х2 500 л.с. (взл. 2750 л.с.) (2х1 864 кВт (взл. 2051 кВт))
Воздушный винт Hamilton Standart 568F, 6-лопастный
Максимальная скорость 511 км/ч
Крейсерская скорость 509 км/ч
Практический потолок 7620 л
Скороподъемность 6,88 м/с

Для своего класса самолет демонстрирует неплохие характеристики, что позволяет ему на протяжении ряда лет оставаться востребованным.

Общая информация об ATR 72

Внешний вид самолета может показаться старомодным: вместо турбореактивных двигателей вы увидите турбовинтовые. Они выглядят менее эффектно, зато их конструкция оптимальна для перелетов на ближние расстояния:

  • Расход топлива оказывается меньше, а обслуживание — проще.
  • Хотя по скорости самолеты ATR 72 уступают лайнерам, они выигрывают в надежности. Винтовая тяга используется не только в гражданской авиации. Если вы взглянете на бомбардировщики Воздушно-космических сил РФ или военные самолеты Военно-воздушных сил США, то увидите, что они оснащены турбовинтовыми двигателями. Причин сомневаться в безопасности ATR не будет.

Чтобы оценить внешний вид ATR 72, посмотрите видео и понаблюдайте за взлетом:

Основное предназначение подобных моделей — пассажирские перевозки. По этой причине производитель, франко-итальянский концерн ATR, делает ставку на комфорт салона и надежность. Перелеты на этих воздушных судах оставят у вас приятные впечатления!

Лучшие и худшие места

Самый дальний полет занимает не более трех часов, поэтому даже на дискомфортном месте долго терпеть неудобства не придется. Для приятного полета следует учесть, что самые хорошие места находятся в первом ряду под буквами A, B, C и D. Правда, выйти из самолета получится только в последнюю очередь, зато весь полет можно наслаждаться комфортом. Будет больше пространства для ног, что не позволит образовываться тромбам, да и чувствовать себя пассажиры здесь будут лучше. Здесь меньше шума от моторов, нежели в середине салона.

Обратите внимание! Крайние места находятся возле иллюминатора, можно созерцать красоту, но придется просить соседей пропустить в туалет. .

Самые плохие места — в семнадцатом ряду, так как за ними находится туалет, спинка сиденья не откидывается, здесь больше шума. Пассажиры скапливаются возле крайних кресел, задевая локти и наступая на ноги. Уже во время посадки придется пропустить мимо не один десяток человек.

Для путешественников с ребенком подойдут места с третьего по десятый ряд, которые находятся по правому борту. Здесь можно подцепить люльку и положить туда младенца. Так держать на руках ребенка три часа не придется, что позволит пассажиру отдохнуть во время перелета.

Бывает, что на старых самолетах спинки не везде откидываются из-за неисправности. Тогда стоит попросить бортпроводника разрешения пересесть на другое место. Чаще всего самолет не полностью заполнен пассажирами, поэтому сделать это вполне возможно.

Лучшие места находятся спереди, худшие — возле туалета и в конце самолета. Для родителей с детьми и несовершеннолетних, которые летят самостоятельно, хорошее место — с третьего по десятый ряд. Для младенцев — по правую сторону, для детей постарше — по левую.

Самолет ATR 72 500 является надежным средством для авиаперелетов, состоящим в парке компании Ютейр. Прежде чем приобрести билеты, стоит узнать у авиакомпании схему салона, чтобы сделать правильный выбор.

Маленький, но незаменимый

Большие и вместительные турбореактивные самолеты хорошо справляются со значительными расстояниями, но использовать их на коротких маршрутах нельзя. АТР 72 прекрасно справляется с этой задачей. Этот самолет лишен всех тех особенностей, которые делают короткие перелеты проблемой для больших самолетов.

Прежде всего, это среднемагистральный турбовинтовой самолет. Его длина составляет всего лишь 27 метров! Целевыми маршрутами такого самолета являются воздушные дороги внутренних авиалиний.

АТР 72 лишен реактивной или турбореактивной тяги. Он оснащен всего двумя турбовинтовыми двигателями, что, несомненно, упрощает его эксплуатацию. Обслуживание таких двигателей значительно проще, а кроме того, они потребляют меньше топлива, да и стоимость его намного ниже. У многих давно сложилось впечатление, что винтовые самолеты – это жуткий анахронизм, раритет и призрак прошлого. Практика же говорит об обратном.

Самолеты, похожие на АТР 72, превосходно справляются с перелетами на небольшие, средние и даже дальние расстояния. Турбовинтовые двигатели просты и надежны. Их используют не только в гражданской авиации, но и в военной. Военные самолеты с турбовинтовой тягой используют ВКС россии и ввс сша. Это лишний раз доказывает, что в авиастроении нет старых двигателей. Существуют лишь задачи, под которые проектируется каждый самолет, а двигатели максимально отвечают поставленным задачам.

Отличительная особенность самолетов ATR 72 – это то, что кессоны крыльев полностью выполнены из углепластика. Углепластиковые элементы применяются в конструкции самолета повсеместно. Это прочный и очень легкий материал, который постепенно вытесняет В конструкции также применяются и другие композитные материалы. Такие современные технологии делают самолет значительно легче, что увеличивает его полезную нагрузку.

Можно ли заменить такой самолет? Конечно, нет! Эта модель не только является надежной и оптимальной для средних дистанций, но и подходит для коротких перелетов. Ее незаменимость объясняется вместимостью. Самолет вмещает в себя 74 пассажира. Для самолета ближних авиалиний это много, а значит, самолет обладает хорошей коммерческой эффективностью.

Схема салона

Схема салона самолета боинг 737 800 Ютэйр

По схеме салона Atr 72 500 лучшие места находятся в бизнес-классе, расположенном в хвосте, так как там находится вход.

План салона.

Первый ряд располагается возле аварийного выхода, поэтому есть дополнительное пространство для ног, что делает места более комфортными. Самолет at 72 5 предусматривает места для родителей с детьми, в частности с младенцами. С третьего по десятый ряд предусмотрены люльки возле правого борта. Прикрепить их можно по просьбе, для этого стоит обратиться к бортпроводнику, когда будет произведен взлет.

авиакомпания ютэйр атр 72  500 предоставляет места для детей, которые летят без родителей или опекунов. Это сиденья, находящиеся в ряду с 8 по 14 по левому краю самолета.

Салон Atr 72 снабжен кухней и туалетами, находящимися возле 17 и 18 ряда, поэтому эти места не самые лучшие, так как мимо сидящих постоянно будут ходить стюардессы и пассажиры, создавая очередь, толкаясь и разговаривая, отвлекая от отдыха во время полета.

Важно! Для выбора лучших мест на самолете Ют Эйр нужно определиться с предпочтениями. .

Если нравится смотреть в окошко при полете, следует занять место возле иллюминатора. Еще один плюс в том, что не придется все время вставать, чтобы пропустить пассажира в туалет. Но зато тем, кто здесь сидит, будет неудобно просить рядом сидящего пропустить его выйти, чтобы прогуляться.

Несложно выбрать лучшие места салона в самолете атр 72: схема показывает, что они находятся в хвосте, ближе к выходу. Удобство крайних сидений в том, что здесь можно вытянуть ноги в проход, есть возможность встать, когда захочется прогуляться в туалет, не нужно никого просить подняться. Неудобство связано с постоянным пропусканием рядом сидящих пассажиров, а значит, не получится спокойно поспать. Также проходящие мимо могут задевать вытянутые ноги в проход.

Вместимость салона небольшая, но в хвосте находится бизнес-класс. Количество мест ограничено, отличаются они большими креслами с другой формой сидений. Для ног больше места. Сидят пассажиры не по трое, как в экономическом классе, а по двое, что предпочтительней.

Лучшие места.

Прежде чем купить билет, нужно проконсультироваться с представителями компании Utair, чтобы сесть на самые комфортные места. Конечно, придется переплатить, зато потом получится лететь с большим комфортом

К примеру, кресла возле туалетов и кухни не откидываются. Это же касается мест, которые расположены перед аварийными люками. Не везде есть подлокотники.

Важно! Не каждый самолет авиакомпании имеет бизнес-класс.

При перелете с маленькими детьми нужно учесть, сколько люлек в распоряжении лайнера, чтобы было куда положить младенца. Ведь число их может быть ограничено. Для обеспечения комфортного полета следует тщательно изучить схему салона прежде, чем купить билет.

Aircraft на фото выглядит красиво, в полете он еще лучше, особенно если лететь на удобных местах.

АТР 72 в Украине

Несмотря на то что в этой стране самолетами региональной авиации являются суда КБ Туполева – тут тоже имеется АТР 72. “Ютэйр” является его эксплуатантом. Его дистанция полета невысока и проигрывает самолетам Туполева. Максимальная дальность полета – 1500 км. Именно по этой причине такой самолет непопулярен в России. Самолеты ТУ такого же класса оснащены турбореактивными двигателями и способны без дозаправки преодолевать до 8000 км. АТР 72 встречаются и в РФ, но значительно реже. Преимущественно на юге России.

Проблемой АТР 72 является объединение. Самолет совершенно не приспособлен к полетам в сложных метеоусловиях и в холодное время года. В случае уходит в сваливание и разбивается. Такое уже случалось несколько раз. Эта проблема является конструктивным недостатком самолета, разрешить ее путем модернизации проблематично.

Кратко о производителе

Совместное итальянско-французское предприятие Aerei da Trasporto Regionale (АТР) создано в 1981 году. Основной деятельностью компании является разработка и производство самолетов АТР-42/72. Авиационная техника представляет собой турбовинтовые самолеты для межрегиональной транспортировки пассажиров или грузов.

Заводы во французском Неаполе производят фюзеляжные части и детали оперения. Выпуском крыльев занимается филиал в Бордо. Финишная сборка машины происходит в Тулузе. Компания ATR, известная теперь под именем EADS относится к мировым лидерам в сфере производства региональных вентиляторных самолетов, вместимостью 42-74 пассажира. Последние модификации оснащены шестью лопастями, что позволяет снизить уровень шума и вибрации внутри салона. С начала 1994 года известно о шести крупных авариях с этим летательным аппаратом, произошедших по разным причинам.

Читайте также  Международный аэропорт Гейдар Алиев

Создание

АТР-72 – самолет, построенный по принципу моноплана, имеет высоко размещенные крылья трапециевидной конструкции. Оперение выполнено в т-образной форме. Под каждым крылом установлен турбинный вентиляторный мотор. При строительстве рассматриваемого аппарата используется около двадцати процентов композитных материалов.

Проект самолета был разработан в 1985 году, а первые испытания провели через три года. Сертификацию самолет прошел осенью 1989 года, после чего начался серийный выпуск данной модели. Стартовые модели оборудовались двигателем типа PW124B от компании Pratt & Whitney.

Особенности

Впервые официально в пассажирских перевозках АТР-72 (самолет) стала использовать финская авиационная фирма KAR AIR. Серийная коммерческая модификация имела обозначение АТР-72-200, оснащалась моторами мощностью 2400 конских сил, вмещала на борт до шестидесяти шести человек.

В 1992 году вышла обновленная версия под индексом 210, силовые установки которой выдавали 2750 «лошадок», а пассажировместимость увеличилась до 74 персон. Кроме того, данная модель была ориентирована на возможность работы в регионах с повышенной влажностью и температурой воздуха.

Зимой 1997 г. появилась версия 212-А, которая оснащалась турбинными двигателями вентиляторного типа и винтами с шестью лопастями. Последующие модернизированные варианты отличались от предшественников улучшенными показателями авионики и грузоподъемности.

Разработка

ATR 72-300 компании Azul Brasilian Airlines

ATR 72-500, Wings Air

Первое упоминание о данном ВС датируется 1985 годом. Первая из трёх опытных машин поднялась в воздух 27 октября 1988 года. Данный самолет строился на базе ATR 42. Основными изменениями стали удлинение фюзеляжа на 4,5 метра, новые, в основном композитные, консоли увеличенного размаха и увеличенный запас топлива. Базовый вариант оснащался двигателями PW124B, вариант -2100 силовой установкой от -500. Двигатели вращают шестилопастные винты. В 2007 году консорциум ATR сообщил о версии -600. Прототип -600 впервые взлетел 24 июля 2009 года.

Схема посадочных мест в салоне

Не стоит забывать о том, что региональный самолет – это отнюдь не то же самое, что лайнер, предназначенный для межконтинентальных перелетов. В среднемагистральных моделях проходы и кресла стоят ближе друг к другу. Но учитывая тот факт, что дальность полета на ATR 72 крайне редко превышает 2 часа, вряд ли более компактное исполнение доставляет пассажирам существенные неудобства.

Салон самолета выглядит вполне достойно

Компановка самолета, эксплуатируемого в разных авиакомпаниях, может иметь несущественные отличия. Но в целом схема салона выглядит следующим образом.

В ATR-72 нет подразделения на классы. Все места в самолете относятся к эконом-классу. В каждом ряде по четыре сидений, разделенных попарно проходом. Количество рядов варьируется от 17 до 18. Имеется три входа: два спереди и один в хвостовой части. Там же, в конце салона, находится санузел и кухонная зона.

Чтобы определить худшие и лучшие места в самолете, настоятельно рекомендуется изучить схему салона.

На схеме наглядно видно, куда садиться, чтобы чувствовать себя комфортно во время полета

Внимательно изучив точное расположение посадочных мест, можно без проблем найти те, которые окажутся максимально удобными для конкретно взятого пассажира. Но существуют некоторые общие рекомендации, следуя которым, можно максимально комфортно чувствовать себя в полете. Пассажиры с детьми чаще всего выбирают кресла, расположенные с третьего по десятый ряд рядом с проходом. С крайнего места проще встать при необходимости, не беспокоя при этом соседей. А расположение в отдалении от хвоста самолета позволит свести к минимуму тряску в случае попадания в зоны турбулентности.

Худшими местами, как и в любом другом авиалайнере, являются кресла в конце салона. Именно в той части особенно чувствуется тряска. Но даже не это самое неприятное – в хвосте расположен пищеблок и туалет. Так что от лишних запахов и скопления людей избавиться не получится. Кроме того, места в предпоследнем ряду имеют ограничения наклона спинки кресла, а в последнем – не откидываются вовсе.

Что касается остальных мест в салоне, они в принципе не отличаются по показателю комфортабельности. Везде достаточное количество пространства для ног, имеются откидные столики и подлокотники.

Многие пассажиры предпочитают занимать передние ряды. Они мало чем отличаются от остальных, но основное преимущество перелета на них заключается в возможности одними из первых покинуть салон лайнера после посадки.

Что касается дополнительных удобств: систем развлечения, розеток и беспроводного Интернета, подобные опции в самолетах, предназначенных для перелетов на ограниченные расстояния, обычно не предусматриваются. Впрочем, как правило, особой необходимости в них и не возникает.

Данная модель самолета имеется в авиапарке многих авиакомпаний. И это вполне объяснимо, поскольку аtr 72 известный самолет, имеет отличные технические характеристики и отличается высокой надежностью.

Почему стоит выбрать модель атр

Самолет отличается относительно недорогой ценой, хотя он и не является турбореактивным, позволяет обеспечить ближнюю авиацию. Самолетов разных марок было построено достаточно много. Среди них Боинги и Аэробусы. Использовать их для ближних маршрутов бессмысленно. Поэтому был создан небольшой лайнер, летающий на недалекие расстояния до 2000 метров, связывающий между собой как города России, так и ближнего зарубежья. Самолет небольшого размера, выполнен из легких материалов, его просто обслуживать, он потребляет немного топлива, поэтому эта модель считается новым поколением лайнеров.

Не стоит пугаться старомодного вида лопастей мотора, малая тяга хоть и дает небольшую скорость, но работает не хуже турбореактивного двигателя.

Дальнейший путь самолета

Несмотря на ряд происшествий, ATR72 – это хороший современный самолет. Единственное его отличие от подобных Российских, – неспособность осуществлять посадку на грунтовые аэродромы.

Имея на борту сложную технику, современную электронику, лайнер может садиться в автоматическом режиме. Единственное его слабое место – обледенение.

Но и из-за льда ПЧ с самолетом происходят не из-за его ненадежности, а по причине недостатков в обслуживании. Следует отметить, что у ATR72 оно минимально. Это в какой-то степени действует на персоналы аэропортов, занимающихся обслуживанием лайнеров, расслабляющее. Как выяснялось, причиной обледенений становилась слабая профилактическая работа в аэропорту.

В настоящее время эти самолеты основательно обрабатывают составом, предотвращающем обледенение, даже в том случае, когда такая возможность является минимальной.

Разумеется, в будущем, а может быть, в ближайшее время конструкторы предпримут меры, направленные на сокращение до минимума вероятности появления льда на поверхности. Это сделает самолет более надежным, менее зависящим от человеческого фактора. А значит, у авиакомпаний, занимающихся эго эксплуатацией, появится возможность осваивать новые направления.

Самолёт

Разбившийся самолёт в 2003 году (в период работы в Finnair)

ATR 72-201 (регистрационный номер VP-BYZ (Бермудские острова), серийный 332) был выпущен франко-итальянской компанией «ATR» в 1992 году (первый полёт совершил 20 октября под тестовым б/н F-WWLN). Эксплуатировался авиакомпаниями TransAsia Airways (с 16 декабря 1992 года по 1 января 1999 года, борт B-22710), Finnair (c 1 января 1999 года по 1 ноября 2003 года, борт OH-KRL) и Aero Airlines<span title=”Статья «Aero Airlines» в русском разделе отсутствует”>ru</span>en (с 1 ноября 2003 года по 23 июля 2008 года, в ней он сменил два б/н — OH-KRL и ES-KRL).

23 июля 2008 года самолёт поступил в авиакомпанию UTair и получил бортовой номер VP-BYZ. Оснащён двумя винтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW124B. Последняя форма технического обслуживания была проведена в Германии в 2010 году, никаких неполадок обнаружено не было. На день катастрофы совершил 49 633 цикла «взлёт-посадка» и налетал 35 523 часа[1].

ATR модели и модификации

Началом выпуска самолетов ATR 72 считается 1989 год. Именно тогда была представлена первая модификация лайнера – ATR-72-100. Это был подтип для проведения процедуры сертификации. На первый самолет были установлены двигатели Pratt &Whitney Canada PW124B. Винты применялись аналогичные тем, что использовались на предыдущей модели ATR-42 – четырехлопастные.

Некоторое время спустя, была выпущена исходная модификация ATR-72-200 и почти одновременно с этим ATR-72-210. На последнюю были установлены на порядок более мощные ТВД RW127F.

И, наконец, последней версией востребованного лайнера стала модификация ATR-72-500. Эта версия отличается удлиненным фюзеляжем, большим размахом крыла, увеличенной базой стоек шасси. Кроме того, объем ее топливных баков примерно на 10% больше. Грузоподъемность самолета составляет 7050 кг. Для сравнения, у 42-го аналогичный показатель был 5450 кг. Эта модификация успешно выпускается по настоящее время.

Производитель не собирается останавливаться на достигнутом. И уже сегодня в продажу начинают поступать модели 600-й серии. Речь идет об ATR-42-600 и ATR-72-600. Чисто внешне они практически не отличается от 500-й серии. Но последняя модификация оборудована современной цифровой авионикой, на нее устанавливаются улучшенные двигатели RW 127M.

Компания Avions de Transport Regional позиционирует свою новинку как самолеты с повышенным классом не только безопасности, но также надежности и комфорта. По их заверению, модификация имеет более низкие расходы на эксплуатацию при повышенной коммерческой нагрузке.

Схема салона и лучшие места

Салон ATR-72 имеет особенности. Бизнес-класс расположен в его хвостовой части. Это связано с тем, что именно там находится вход. Существенных отличий бизнес-класс не имеет. Разница лишь в иной форме кресел, который обеспечивают больших комфорт. Еще одно удобство – здесь расстояние между креслами немного увеличено. То есть, места для ног больше.

Если салон имеет только один эконом-класс, то в категорию лучших мест попадают кресла первого ряда. Они расположены рядом с аварийным выходом. За счет этого пассажиры, сидящие здесь, имеют больше места для ног.

Салон ATR-72

Кресла, находящиеся с 3-го по 10-ый ряд у правого борта, хорошо подходят для пассажиров с маленькими детьми. У этих кресел имеются люльки. Они легко выдвигаются и крепятся в положение, при котором их можно эксплуатировать. Такая работа выполняется бортпроводниками после взлета и набора высоты.

Случается, что число люлек ограничено. Так что, приобретая билет, об этом следует позаботиться заранее.

Кресла, расположенные у левого борта, в рядах с 8-го по 14-ый, удобны для несовершеннолетних детей, осуществляющих переел без сопровождения взрослых.
Кресла, находящиеся в 17 – 18 рядах, относятся к менее удобным. Здесь близко расположены туалет и кухня. По этой причине в проходе часто присутствует движение и бортпроводников, и пассажиров.

При возможности выбирать место в этом самолете, надо помнить, что кресла рядом с бортами, то есть, вблизи иллюминаторов, удобны тем, кто предпочитает смотреть, что происходит снаружи. Разумеется, главное условие при этом, – хорошая погода, позволяющая увидеть землю.

Читайте также  L-410

Еще плюс. Этим пассажирам не нужно вставать, чтобы пропустить пассажира-соседа, которому потребовалось выйти. Однако вставать из кресел несколько неудобно.

Пассажирам, сидящим в креслах, расположенным у прохода, не нужно всякий раз просить соседа встать, чтобы дать возможность им выйти. Это, конечно, плюс. В то же время их время от времени тревожат проходящие по салону бортпроводники и пассажиры. Да и вставать, чтобы пропустить соседа, тоже не особое удовольствие.

Остается лишь добавить, что иногда кресла в салоне им имеют механизма, позволяющего откидывать их спинки. Бывает, что у некоторых кресел не откидываются подлокотники. При этом постоянная схема расположения таких кресел отсутствует.

Схема пассажирских мест ATR-72

Экипаж

Состав экипажа рейса UTA120 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 27-летний Сергей Сергеевич Анцин, проработал в авиакомпании UTair 3 года и 9 месяцев (с 21 июля 2008 года). Управлял самолётом ATR 42 (сначала вторым пилотом, а потом КВС). В должности командира ATR 42/72 — c 8 ноября 2011 года (до этого управлял им в качестве второго пилота). Налетал 2602 часа, 2522 из них на ATR 42/72 (235 из них в качестве КВС).
  • Второй пилот — 23-летний Никита Витальевич Чехлов, проработал в авиакомпании UTair 3 года и 6 месяцев (с 8 октября 2008 года). Тоже, как и КВС, управлял самолётом ATR 42/72. В должности второго пилота ATR 42/72 — с 8 сентября 2009 года. Налетал 1825 часов, 1765 из них на ATR 42/72.

В салоне самолёта работали две :

  • Мария Владимировна Бердникова,
  • Любовь Владимировна Болдырева.

Модификации

ATR 72-100

Два подтипа были обозначены серией −100.

  • ATR 72-101 — начальный вариант, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney PW124B сертифицирован в сентябре 1989.
  • ATR 72-102 — вариант, оснащённый PW124B, сертифицирован в декабре 1989.

ATR 72-200

ATR 72-200F FedEx

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW124B с новыми пятилопастными воздушными винтами.

  • ATR 72-201
  • ATR 72-202

ATR 72-210

Самолёт оснащён двигателями Pratt & Whitney PW127 с пятилопастными воздушными винтами.

ATR 72-500

ATR 72-500 Wings Air

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования и новыми двигателями типа Pratt & Whitney PW127F или PW127М с шестилопастными воздушными винтами.

ATR 72-600

ATR 72-600 Azul Brasilian Airlines

ATR 72-600 Link

Рыночное наименование ATR 72-212A с другим набором оборудования. Самолёты 600-й серии построены на базе 500-й. Серия была анонсирована в октябре 2007 года. Прототип ATR 72-600 совершил первый полет 24 июля 2009 года. Первые поставки были запланированы на вторую половину 2010 года.

ATR 72-600 включает в себя несколько усовершенствований. В качестве силовой установки выступают двигатели PW127M, обеспечивающие дополнительные 5% мощности во взлётном режиме (если это требуется по условиями взлета). Кабина пилотов оборудована пятью ЖК-экранами (в предыдущих версиях EFIS они были доступны опционально). Многоцелевой компьютер (MPC) призван повысить уровень безопасности полетов и расширить эксплуатационные возможности. Авионика производства Thales Group обеспечивает соответствие требованиям к навигационным характеристикам. В список улучшений также входят более лёгкие пассажирские кресла и увеличенные багажные полки. В декабре 2015 года Европейское агентство по безопасности полетов утвердило новую компоновку салона, что позволило увеличить максимальную пассажировместимость с 74 до 78 человек.

Примечание: Согласно «ATR42 & 72 Техническим спецификациям Свидетельства Типа EASA TCDS 084, Iss 3» от 17 октября 2012 года, названия «ATR 72–500» и «ATR 72–600» являются маркетинговыми обозначениями изготовителя модели самолёта «72-212A».

Описание самолета ATR 72

Для нового поколения воздушных судов ATR-72-500 сделан удлиненный корпус на 4,5 метра, увеличен размах крыльев, значительно повысился размер топливных баков. В этой модели, как и в прошлых, действуют канадские турбовинтовые двигатели, которые дают значительно больше мощности. Увеличена грузоподъемность, возможность брать большее число пассажиров.

Цифра 72 после буквенной аббревиатуры означает количество мест.

Таким образом, самолёт АТР 72 способен перевезти 72 авиапассажира. В конструкции используются композитные материалы, которые способствуют облегчению веса воздушного судна, усиливают крепость деталей и снижают риск коррозии. Фото самолёта ATR 72 поможет получить представление о том, как выглядит это воздушное судно.

 

 

Лётно-технические характеристики 72-500

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 пилота[2]
  • Пассажировместимость: до 74 человек
  • Грузоподъёмность: 7500 кг
  • Длина: 27,17 м
  • Размах крыла: 27,05 м
  • Высота: 7.72 м
  • Площадь крыла: 61,0 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 12,0
  • База шасси: 10,77 м
  • Масса пустого: 13 010 кг
  • Масса снаряжённого: 20 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 22 000 кг
  • Максимальная стояночная масса: 22 170 кг
  • Максимальная посадочная масса: 21 850 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 5 000 кг
  • Объём топливных баков: 6 974 л
  • Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127F,AFT-31
  • Мощность двигателей: 2 × 2 500 л. с. (взл. 2 750 л. с.) (2 × 1 864 кВт (взл. 2 051 кВт))
  • Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-лопастной
  • Диаметр винта: 5м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 511 км/ч
  • Крейсерская скорость: 509 км/ч
  • Практическая дальность: 1324 км
  • Перегоночная дальность: 3 622 км
  • Практический потолок: 7 620 м
  • : 6,88 м/с
  • Нагрузка на крыло: 360,7 кг/м²
  • Длина разбега: 1 223 м
  • Длина пробега: 1 048 м

Причины нестандартных ситуаций с самолетом

Подавляющее большинство происшествий с лайнером происходили из-за обледенения на его поверхностях. При расследовании обстоятельств выяснилось, что в числе причин потеря управляемости из-за льда. После того, как такие случаи произошли над территорией США, самолету было запрещено выполнять рейсы в конкретных географических районах страны.

Среди неприятных событий с ATR72 столкновение с деревьями. Причина – отклонение от оси ВВП из-за нарушения управляемости, вызванного обледенением (08.12.94. Оймен).Столкновение с холмом. Причина также из-за льда, повлиявшего на управляемость (30.01.95 Тайбэя)… На шестикилометровой высоте из-за обледенения самолет разбился в горах (04.11.10. Санкти Спиритус). Катастрофа в четырех километрах от торца полосы, сразу после взлета (04.02.12. Тюмень). К сожалению, список большой, и по этой причине весь он не приводится.

Расследование

Официальное расследование причин катастрофы проводилось совместно Следственным комитетом РФ и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

В ходе расследования были изучены образцы топлива, проведены консультации с производителем самолёта, созданы математические модели последнего полёта рейса 120 и совершены полёты на тренажёрах с целью моделирования полёта в условиях обледенения.

Итоговой отчёт МАК о причинах катастрофы был опубликован 16 июля 2013 года[9]:

Заключение

Непосредственной причиной катастрофы самолёта явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолёта снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолёта и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолёта на режим сваливания.

Уголовное дело по факту катастрофы было возбуждено Следственным комитетом РФ по ч. 3 ст

263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). В ходе расследования уголовного дела было проведено 57 экспертиз — судебно-медицинские, горюче-смазочных материалов, авиационно-техническая, криминалистическая судебная

Объём уголовного дела составил более 130 томов[10]. Обвинения были предъявлены начальнику дежурной смены ООО «ЮТэйр-Техник» Анатолию Петроченко, авиамеханику той же авиакомпании Андрею Писареву и заочно командиру рейса 120 Сергею Анцину. 10 сентября 2014 года суд возвратил дело в прокуратуру в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушениями законодательства[11], с 26 января 2015 года шло повторное слушание дела в Тюменском районном суде[12].

30 ноября 2015 года Тюменский районный суд признал подсудимых виновными, приговорив Петроченко и Писарева к пяти годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В отношении Анцина дело было прекращено в связи с его гибелью.

Катастрофа

Рейс UTA120 вылетел из Тюмени в 07:32:58 YEKT. Взлёт с ВПП №21 лайнер произвёл с магнитным курсом 214°. Фактическая погода в аэропорту Рощино в ближайший срок метеонаблюдения 07:30 YEKT: ветер 240° 6, порывы 9 м/с, видимость 10 км, облачность значительная (5-7 октантов) 400 метров кучево-дождевая, температура воздуха −1 °C, точка росы −1 °C, давление на уровне моря 1002 гПа, прогноз на ближайшие 2 часа: временами ветер 260 — 15 м/с, видимость 1500 м, ливневый снег, метель, облачность значительная 150 м. Дополнительная информация: давление на уровне аэродрома 742 мм рт. ст. / 989 гПа, ВПП 21, коэффициент сцепления 0.6.

В 07:33:56 на высоте 182 метра КВС включил автопилот, 4 секунды спустя были убраны закрылки. После уборки закрылков, в 07:34:08, на высоте 210 метров лайнер самопроизвольно начал крениться вправо. Автопилот был выключен. Угол крена вправо достиг 35°, но впоследствии был устранён пилотами.

В 07:34:22 самолёт внезапно накренился влево на 50° и понёсся к земле. Пилоты уже ничего не смогли сделать. В 07:34:35 YEKT с углом тангажа ≈11° на пикирование, креном 55° влево и вертикальной скоростью снижения более 20 м/с рейс UTA-120 рухнул на землю в 1,6 км от аэропорта Рощино, полностью разрушился и частично сгорел.

Горящие обломки рейса 120 были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлёта разбившегося лайнера. В результате катастрофы погиб 31 человек: все 4 члена экипажа и 27 пассажиров. Выжившие 12 пассажиров получили серьёзные ранения и были госпитализированы. Через 8 дней после катастрофы, 11 и 19 апреля, скончались двое выживших[3].

Примечания

  • [www.atraircraft.com/newsroom/pressrelease/atr-record-year-in-terms-of-sales-deliveries-turnover-and-backlog-1309-en.html ATR: record year in terms of sales, deliveries, turnover and backlog]
  • Jane’s all the world’s Aircraft 2004-2005 стр.246-247 ISBN 0-7106-2614-2
  • [aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=011%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1 ASN Aviation Safety Database results]
  • Simon Hradecky. [avherald.com/h?article=4419506b&opt=0 Incident: Wings Abadi AT72 at Medan on Aug 9th 2011, engine fire] (англ.). The Aviation Herald (20 August 2011). Проверено 16 сентября 2011.
  • [www.vesti.ru/doc.html?id=768325 Авиакатастрофа под Тюменью: последние 42 секунды ATR-72]
  • [ria.ru/world/20150204/1045815269.html Число погибших при крушении самолета TransAsia в Тайване возросло до 9]
  • [www.1tv.ru/news/world/277052 Момент авиакатастрофы на Тайване зафиксировал видеорегистратор]
  • [ria.ru/world/20150212/1047309352.html Операция по поиску жертв крушения самолета на Тайване завершена]
  • Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

    Авиакосмическая техника Sud Aviation/Aérospatiale

    Самолёты
    • SE-116 Voltigeur
    • SE-117 Voltigeur
    • ATR 42
    • ATR 72
    • ATSF
    • Fouga СМ.170 Magister
    • Fouga CM.175 Zéphyr
    • Concorde
    • N 262
    • Sud Aviation Caravelle
    • Aérospatiale Corvette
    • Socata TB 30 Epsilon
    Вертолёты

    SA 313

    SA 315B Lama

    SA 316 Alouette III

    SA 318 Alouette II

    SA 319 Alouette III

    SA 321 Super Frelon

    SA 330 Puma

    SA 340/341/342 Gazelle

    AS350 Écureuil

    AS355 Ecureuil 2

    SA 360 Dauphin

    SA 365/AS365

    Прочая техника
    Ракеты:
    • Exocet
    Космическая техника:

    Arabsat

    Ariane

    Hermes

    зонд «Гюйгенс»

    Meteosat

    Spacebus

    Читайте также  Список аэропортов Германии

    Все фото самолета ATR 72 51

    • Сортировать по:
    • Дате
    • 110
    • 0
    • 0

    Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72-600

    • 79
    • 0
    • 0

    Пассажирские кресла в самолете ATR 72-600 авиакомпании Wings Air

    • 165
    • 0
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании NoRRA в аэропорту Хельсинки Вантаа

    • 168
    • 0
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Nordica в аэропорту Пулково

    • 239
    • 2
    • 0

    Самолет ATR-72 VQ-BLL авиакомпании Utair в аэропорту Калуги

    • 246
    • 5
    • 0

    Пилотская кабина самолета ATR 72 авиакомпании Utair

    • 241
    • -1
    • 0

    Самолет ATR-72 VQ-BLJ авиакомпании Utair в аэропорту Калуги

    • 161
    • 0
    • 0

    Самолет ATR-72 VQ-BLJ авиакомпании Utair в аэропорту Калуга Грабцево

    • 391
    • 1
    • 0

    Пассажирский салон самолета ATR 72 авиакомпании White Airways

    • 235
    • 1
    • 0

    Cамолет ATR 72 авиакомпании White Airways в окраске TAP Express в аэропорту Порту

    • 206
    • 1
    • 0

    Самолет ATR 72-500 авиакомпании Canaryfly в аэропорту Гран-Канария

    • 272
    • 0
    • 0

    ATR-72 VQ-BLF авиакомпании UTair в аэропорту Уфа

    • 229
    • 2
    • 0

    Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72

    • 290
    • 0
    • 0

    Самолет ATR 72-600 авиакомпании Royal Air Maroc Express

    • 636
    • 0
    • 0

    Панель над пассажирским креслом в самолете ATR 72-500

    • 822
    • 5
    • 0

    Пассажирские кресла в самолете ATR 72-500 авиакомпании Tarom

    • 837
    • 3
    • 0

    Салон самолета ATR 72-500 авиакомпании Tarom

    • 593
    • 1
    • 0

    ATR 72-500 авиакомпании Tarom в аэропорту София

    • 836
    • 9
    • 0

    ATR 72-500 авиакомпании Tarom в аэропорту София

    • 1731
    • 12
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Лихуэ

    • 845
    • 3
    • 0

    Пассажирские кресла в самолете ATR 72 авиакомпании Island Air

    • 2481
    • 32
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

    • 742
    • 4
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

    • 818
    • 6
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Island Air в аэропорту Гонолулу

    • 1895
    • 13
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Lao Airlines в аэропорту Бангкок Суварнабуми

    • 4591
    • 47
    • 0

    Салон самолета ATR 72 авиакомпании NORRA

    • 900
    • 4
    • 0

    Пассажирское кресло в самолете ATR 72 авиакомпании NORRA

    • 723
    • 2
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании NORRA в аэропорту Каяни

    • 759
    • 4
    • 0

    Самолет ATR 72 EC-LFA авиакомпании “Binter Canarias” в аэропорту Тенерифе

    • 574
    • 1
    • 0

    Самолет ATR 72 EC-JEV авиакомпании “Binter Canarias” в аэропорту Тенерифе

    • 590
    • 4
    • 0

    Самолет ATR 72-500 авиакомпании “Binter Canarias” в аэропорту Тенерифе

    • 864
    • 6
    • 0

    ATR 72 авиакомпании Flybe Nordic в аэропорту Хельсинки

    • 501
    • 0
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Flybe Nordic в аэропорту Каяни

    • 498
    • 3
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Air Tahiti в аэропорту Бора-Бора

    • 508
    • 2
    • 0

    Пассажирские кресла в самолете ATR 72 авиакомпании Malindo Air

    • 515
    • 1
    • 0

    ATR 72 авиакомпании Malindo Air в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

    • 423
    • -1
    • 0

    Самолет ATR 72 авиакомпании Firefly в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

    • 459
    • 1
    • 0

    ATR 72 авиакомпании Firefly в аэропорту Субанг Султан Абдул Азиз Шах

    • 370
    • 0
    • 0

    ATR 72 авиакомпании Precision Air в аэропорту Занзибар

    Аварии и катастрофы

    На 1 ноября 2018 года в авариях и катастрофах были потеряны 29 самолётов типа ATR 72. В катастрофах погибли 398 человек[3].

    Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
    31.10.1994   N401AM   Розлон 68/68 Обледенение, потеря управления при ожидании захода на посадку. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающее нарастание ледяной корки на элеронах при определённых метеоусловиях. После расследования и испытаний American Eagle Airlines и Delta Connection перестали использовать ATR 72 в районах с холодным климатом.
    08.12.1994   F-OHOC   Ойем 0/21 При посадке отклонился от оси ВПП, столкновение с деревьями.
    30.01.1995   B-22717   Тайбэй 4/4 Грузовой рейс, столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. Расследование выявило, что авария была вызвана накоплением льда вокруг основных компонентов самолета, что приводит к потере управляемости.
    21.12.2002   B-22708   Пэнху 2/2 Грузовой рейс, потеря скорости при подходе к аэропорту, упал в воду.
    09.05.2004   N438AT   Сан-Хуан 0/26 Грубая посадка с «козлением», выкат с ВПП.
    06.08.2005   TS-LBB   Палермо 16/39 посадка на воду из-за нехватки топлива (установлен топливомер от другого типа).
    11.03.2006   VT-DKC   Бангалор 0/44 Грубая посадка, самолёт продан на запчасти а/к Airlinair (Франция).
    01.07.2007   VT-JCE   Индаур 0/49 Посадка с перелётом и «козлением» при сильном дожде, выкат с ВПП.
    19.02.2008

      XY-AIE

      Путао

    0/57 Прерванный взлёт из-за проблем с двигателем, выкат за пределы ВПП.
    04.08.2009   HS-PGL   Самуи 1/72 Выкат с влажной ВПП при посадке, столкновение с диспетчерской башней.
    10.11.2009   VT-KAC   Мумбаи 0/46 Выкат с ВПП при посадке, списан.
    04.11.2010   CU-T1549   Санкти-Спиритус 68/68 При полете на высоте около 6000 метров в сложных метеоусловиях началось обледенение, потерял высоту, разбился в горах. Еще до аварии пилоты отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и риск внезапного сваливания.
    09.08.2011   PK-WFG   Медан 0/2 При взлёте загорелся правый двигатель[4].
    02.04.2012   VP-BYZ   Тюмень 33/43 Разбился вскоре после взлёта. До этого самолёт восемь часов простоял под ливневым снегопадом, но не был обработан антиобледенителем[5].
    30.04.2012   L16-2/52   Дакка 0/15 Выкатился с ВПП при посадке.
    02.02.2013   YR-ATS   Рим 0/50 Выкатился с ВПП при посадке.
    16.10.2013   RDPL-34233   Паксе 49/49 Упал в реку при заходе на посадку.
    23.07.2014   B-22810   Магун 47/58 Грубая посадка в сложных метеоусловиях.
    04.02.2015   B-22816   Тайбэй 43/58 Разбился через 2 минуты после взлета из-за проблем с левым двигателем. Перед ударом о землю самолет завалился на левую плоскость, задел мост и упал в реку Цзилун.[6][7][8]
    18.02.2018   EP-ATS   Семиром 66/66 Катастрофа произошла в горах. Самолет упал около города Семиром в провинции Исфахан.

    Особенности выбора мест

    Бизнес-класс в подобных самолетах зачастую отсутствует, и весь салон отводится под «эконом». Но, даже если вам предлагают улучшенные условия, на практике разница невелика. Ощутимым плюсом будет наличие пространства, позволяющего вытянуть ноги, и расширенное меню.

    Если вы не выбрали места в первом ряду, пространства для ног может не хватать.

    Лучшие и худшие места в ATR 72

    Обычно перелеты на подобных моделях занимают не больше 3 ч., поэтому при выборе не самых удобных мест дискомфорт будет недолгим

    Но, чтобы впечатления от перелета были приятнее, обратите внимание на следующие рекомендации: . Лучшими местами считаются 1A, 1B, 1C и 1D

    Хотя по прибытии вы покинете лайнер в числе последних, преимущества варианта компенсируют недостаток. Прежде всего вы получите больше места для ног, что избавит не только от дискомфорта, но и от образования тромбов. Также вы не будете страдать от повышенного шума, поскольку моторы располагаются ближе к центру воздушного судна. Если вы выберете кресло 1A или 1D, то насладитесь видами из иллюминатора, но встать в туалет, не побеспокоив соседей, будет сложно. Зато пассажиры, занявшие кресла 1B или 1C, без проблем прогуляются по проходу.
    Худшими считаются места в 17 ряду, поскольку они располагаются возле туалетов. Особенные неудобства вы испытаете сразу после посадки, ведь мимо пройдет большое количество людей. При перелете вас будут беспокоить другие пассажиры, желающие воспользоваться туалетом.
    Если вы путешествуете с маленькими детьми, места в 3—10 ряду, расположенные у правого борта, станут оптимальным выбором. Они снабжаются выдвижными люльками, благодаря чему вам не придется несколько часов держать ребенка на руках.

  • Лучшими местами считаются 1A, 1B, 1C и 1D. Хотя по прибытии вы покинете лайнер в числе последних, преимущества варианта компенсируют недостаток. Прежде всего вы получите больше места для ног, что избавит не только от дискомфорта, но и от образования тромбов. Также вы не будете страдать от повышенного шума, поскольку моторы располагаются ближе к центру воздушного судна. Если вы выберете кресло 1A или 1D, то насладитесь видами из иллюминатора, но встать в туалет, не побеспокоив соседей, будет сложно. Зато пассажиры, занявшие кресла 1B или 1C, без проблем прогуляются по проходу.
  • Худшими считаются места в 17 ряду, поскольку они располагаются возле туалетов. Особенные неудобства вы испытаете сразу после посадки, ведь мимо пройдет большое количество людей. При перелете вас будут беспокоить другие пассажиры, желающие воспользоваться туалетом.
  • Если вы путешествуете с маленькими детьми, места в 3—10 ряду, расположенные у правого борта, станут оптимальным выбором. Они снабжаются выдвижными люльками, благодаря чему вам не придется несколько часов держать ребенка на руках.
  • Достаточно учесть эти нюансы, и сложностей не возникнет. Правда, согласно отзывам, возникают ситуации, когда у кресел не работают механизмы, позволяющие откинуть спинку. Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к стюардессе, и по возможности она пересадит вас на другое место.

    Меню в эконом-классе не радует разнообразием.

    Поскольку тариф эконом-класса не подразумевает разнообразия в меню, перекусите в аэропорту или возьмите еду с собой. Впрочем, благодаря небольшой продолжительности перелетов вам может хватить предложенного перекуса.

    Концерн

    У каждой вещи есть создатель. Самолет – это недвижимость, для постройки и проектирования которой требуется конструкторское бюро и хорошие производственные мощности. Маленькие молодые компании не способны самостоятельно наладить создание и производство самолетов, у них попросту не хватит денег. С этим превосходно справляются объединения нескольких компаний, арендующие производственные мощности у крупных гигантов.

    Концерн ATR является франко-итальянским. Его образуют 2 компании, французская Aérospatiale и итальянская Alenia Aeronautica. Эти две небольшие компании занимаются разработкой двигателей и фюзеляжа самолетов. Сами же самолеты производятся на заводах корпорации Boeing, что позволяет сделать вывод о высоком качестве продукции концерна.

    Добавить комментарий