Еще, буквально, чуть более 10 лет назад, эксклюзивные авиалайнеры, изготовляемые на базе магистральных пассажирских левиафанов и удовлетворяющие взыскательным вкусам монархов, президентов, главнокомандующих и генеральных секретарей были штучным товаром. Они собирались в единственном экземпляре и стоили баснословных денег. Это положение казалось незыблемым до июля 1996 года, когда публике был представлен первый образец самолета Boeing Business Jet (BBJ) – первого в мире серийного реактивного бизнес-лайнера, созданного на основе магистрального пассажирского самолета большой вместимости.

Предпосылки выбора

Глобализация мировой экономики и общее повышение мобильности крупного бизнеса потребовали полетов на большие расстояния, а финансовые возможности достигли того уровня, который обеспечил очередной виток перехода количества в качество. Владельцы фирм и топ-менеджеры высшего звена уже не хотели летать через океаны в креслах – им нужны были апартаменты, помещения для ведения переговоров, спальные комнаты, душевые, тренажерные залы и гостиные. Анализ рынка выявил любопытную тенденцию: при всем интересе к подобным самолетам спрос на переоборудованные по последнему слову техники «штучные» образцы остается практически неизменным. В самом деле, далеко не каждому миллионеру по карману эксклюзивный Boeing-747 за $100 млн! А что-то поскромнее, но примерно с теми же возможностями в плане комфорта и дальности – пожалуйста. Интерес потенциальных заказчиков оформился где-то на уровне $40-60 млн. Одним словом, возник спрос на те же «летающие пентхаусы», но с упором на оперативность, относительно недорогую эксплуатацию и определенную универсальность.

В принципе, создание подобных самолетов не представляло трудности и раньше, но уложиться в указанный диапазон стоимости никак не удавалось, потому что для снижения стоимости самолета необходимо серийное производство, а оно в течение долгого времени было слишком рискованным. Авиапромышленники, понимая неизбежность спроса на серийные бизнес-лайнеры большой вместимости, взвешивали и прикидывали так и эдак, однако твердых шансов получить ходя бы 30–40 гарантированных заказов не видели. Но рынок требовал, интерес возрастал, и однажды настало время идти ва-банк. Первой решилась фирма Boeing.

Большая премьера

Главным условием успеха в деле освоения новой рыночной ниши была правильная инженерная разработка. Конструкторы Boeing решили создавать новый (можно даже сказать – принципиально новый) административный самолет высшего класса Boeing Business Jet (BBJ) на основе, пожалуй, самого знаменитого своего лайнера – узкофюзеляжного Boeing-737. Наиболее подходящей оказалась модификация Next-Generation В-737-700, однако крыло и шасси взяли от более тяжелой машины – В-737-800. Необходимость такой «пересадки» была обусловлена установкой дополнительных топливных баков, что увеличило взлетную массу изначально нетяжелой машины среднемагистрального класса. Зато дальность полета стала уже не среднемагистральной, а совершенно межконтинентальной – до 11430 км. С крейсерской скоростью 885 км/ч самолет способен за 8,5 ч долететь от Москвы до Нью-Йорка.

Компоновка пассажирского салона была предусмотрена достаточно гибкой, чтобы за счет быстрой перестановки модульных базовых элементов оборудования получать различные варианты вместимостью от 8–9 до 49 мест. Площадь салона лайнера BBJ составила 75 кв. м. Это почти в три раза больше, чем площадь салона самолетов с аналогичной дальностью полета производства компаний-конкурентов.

Читайте также  Каково это было — летать в золотую эпоху воздушных путешествий

Наиболее «упакованный» из стандартных вариантов компоновки включает спальню с широкой кроватью, ванную комнату, личные апартаменты VIP-пассажира и салон для сопровождающих лиц. Обстановка на борту может быть даже и вполне домашней: пассажир VIP-апартаментов может сменить деловой костюм на пижаму и тапочки. Немаловажно и то, что в салоне BBJ можно ходить в полный рост, абсолютно не ощущая габаритных ограничений, свойственных салонам других, даже и довольно больших бизнес-самолетов midsize-класса.

Мало того, продолжают разрабатываться новые технологии, направленные на повышение комфорта владельцев самолетов, а также технологии, способствующие повышению эффективности их работы. Так, в ближайшее время планируется получить разрешение Федерального управления гражданской авиации США на снижение показателя давления в салоне до уровня, эквивалентного высоте 2000 м, что должно повысить уровень комфорта пассажиров, которые смогут более полноценно отдыхать во время полета. В общем, мы имеем дело с летающим гостиничным номером класса «люкс».

Ну, а впервые Boeing Business Jet был представлен фирмами Boeing и General Electric (производитель двигателей и оборудования) 2 июля 1996 года, и уже 21 октября этого же года заключили первый контракт на производство самолета. Первый полет BBJ состоялся 4 сентября 1998 года в аэропорту Renton, и к концу 2000-го Boeing получил уже около 50 твердых заказов на BBJ. Стоимость самолета была заявлена на уровне $41-46 млн, в зависимости от комплектации салона и установки дополнительного оборудования. Именно эти ценовые показатели и являлись целью Boeing, и теперь, после получения первых заказов, можно было перевести дух: риск был велик, но он оправдался. Благодаря стоимости и относительно небольшому разбросу цен в зависимости от варианта (вот что значит серийное производство!) о BBJ заговорили, как о восходящей звезде мира реактивных бизнес-лайнеров.

Летать красиво – это потребность.

С самолетом вроде бы ясно, а кто же на нем летает? Пользователи BBJ – самые разные люди, объединяет их только одно – высокий уровень доходов и необходимость постоянно перелетать с континента на континент. Поскольку важнейшей составляющей бизнес-авиации, как мы уже неоднократно писали, является оперативность, инженеры Boeing постарались максимально обеспечить это качество. Самолеты оборудованы всем необходимым для выполнения полетов в любой район земного шара, сертифицированы для сверхдальних перелетов над протяженными водными пространствами, позволяют выдерживать границы вертикального эшелонирования, оснащены спутниковой системой навигации и перспективными комплексами аэронавигационного оборудования. Наличие на борту спутниковой системы связи дает возможность пассажирам независимо от местонахождения самолета поддерживать деловые контакты с абонентами в любой точке планеты.

Но все же именно тяга состоятельных пассажиров к высокому уровню комфорта в свое время спровоцировала и сформировала интерес к таким машинам, породила необходимость оборудования в салонах самолетов спальных комнат и личных апартаментов, позволяющих высокопоставленному пассажиру не разрывать связь со всем, что так дорого любому человеку – домашним уютом и комфортом, дающим возможность экономить силы для дела. Появление BBJ иллюстрирует переход от роскоши к суперроскоши. Судите сами: Global Express и Gulfstream V имели пассажирские салоны длиной около 14 м, шириной 2,2 м и высотой 1,85 м, в то время как BBJ – 24х3,5×2,16 м соответственно. Салоны скомпонованы так, что личные покои владельца или арендатора могут быть изолированы от обслуживающего персонала и сопровождающих лиц, поэтому пользование дальнемагистральными административными самолетами повышенной комфортабельности обеспечивает корпоративным пассажирам максимум комфорта и уединения, дает возможность прибыть на место встречи после многочасового перелета хорошо отдохнувшими и готовыми сразу включиться в работу.

Читайте также  Полеты наяву

Популярность подобной техники среди представителей элиты зарубежного бизнеса вряд ли кого-то удивит, нас больше интересует отношение российского истеблишмента к «летающим отелям». Что ж, Россия – не самое глухое место, с точки зрения использования реактивных деловых самолетов, и интерес к новинкам здесь возникает очень быстро. За последние пару лет российские владельцы бизнес-джетов существенно нарастили парк за счет приобретения самых дорогих и престижных машин, купив среди прочих и четыре Boeing Business Jet. Самые большие корпоративные самолеты примерной стоимостью в $49 млн приобретены компаниями, подконтрольными Роману Абрамовичу и совладельцу нефтяной компании «Нафта-Москва» Сулейману Керимову. Еще один BBJ используется в интересах Московского нефтеперерабатывающего завода. Четвертого владельца установить не удалось. Любопытно кстати, что популярная на Западе форма долевого владения воздушным судном в России так и не прижилась, и каждый владелец оплачивает все расходы совершенно самостоятельно. А расходы на содержание лайнера уровня BBJ в России составляют примерно $2 млн в год без учета амортизации. Стоимость же самих полетов, вне зависимости от маршрута, одинакова и по Европе, и по России. Так, полет на Boeing Business Jet по маршруту Москва–Красноярск–Москва или Москва–Новосибирск–Москва равен по стоимости полету Москва–Лондон–Москва или Москва–Париж–Москва, т.е. примерно $80 тыс. в случае, если все оплачивает один пассажир. Если же их несколько, и они поделят расходы поровну, тогда стоимость перелета лишь ненамного превысит цену самого дорогого авиабилета.

Есть ли предел совершенству?

За рубежом BBJ идут буквально нарасхват, ибо самолетов такого класса в мире авиации практически нет (исключением, пожалуй, является ACJ – детище Airbus). Однако, компания Boeing на этом не остановилась. Она успела создать самолет Boeing Business Jet 2, который спроектирован на основе Boeing-737-800. BBJ-2 имеет удлиненный на 5,85 м фюзеляж, что позволило увеличить полезный объем салона на 25%, а вместимость багажного отсека – поднять вдвое. Дальность полета Boeing Business Jet 2 – 10650 км. На сегодняшний день продажи «растянутого» BBJ составляют четверть от объемов поставок самолетов данной серии. А совсем недавно появился и BBJ 3… Площадь салона новой модификации BBJ на 35% больше, чем у BBJ и на 11% больше, чем у BBJ 2 и составляет 104 кв. м, а его максимальная дальность полета (в случае установки пяти дополнительных топливных баков) составит 8825 км.

Читайте также  Всё для бизнеса

Закончить же, хотелось бы словами президента компании «Боинг Бизнес Джет» Стивена Хилла (Steven Hill), который, выступая на пресс-конференции, проводимой в рамках 57-й ежегодной конференции Национальной ассоциации деловой авиации, сказал: «Интерес, проявляемый к нашим самолетам в непростое для бизнеса время, свидетельствует о признании заказчиками высокой комфортабельности лайнеров BBJ и их гибкости в эксплуатации. Кроме того, заказчикам нравится высокая надежность наших самолетов, их вместительность и большая дальность полета. Они также высоко ценят поддержку, которую обеспечивает им наша компания».

Создав в 1998 году самолет BBJ, компания Boeing еще раз доказала всему миру свое безукоризненное рыночное чутье. Понимание логики развития бизнес авиации подтолкнуло Boeing Corporation к разработке серийного бизнес-джета нового суперкласса. К тому времени самые богатые люди планеты, лидеры мировой политики и бизнеса уже начали использовать для персональных полетов дальнемагистральные авиалайнеры, прошедшие перепланировку салона по индивидуальному заказу. Boeing поставил задачу сконструировать бизнес-джет дальнего класса, сравнимый по комфорту с персональными самолетами шейхов и президентов, но превосходящий их по экономичности. Существенный выигрыш в стоимости и экономике эксплуатации мог обеспечить только серийный самолет, имеющий достаточно просторный салон, но не слишком широкий фюзеляж, снижающий лобовое сопротивление во время полета. Идеальной базой для этого проекта стал Boeing 737 – самый массовый пассажирский лайнер за всю историю пассажирской авиации! Рынок отреагировал одобрительно. К 2000 году компания Boeing получила 50 заказов на постройку новых BBJ. И сразу же презентовала следующую модификацию BBJ 2, созданную целиком на базе Boeing 737-800. Обновленный флагман бизнес авиации имеет увеличенный на четверть полезный объем салона и вдвое больший багажный отсек. При этом не очень существенно сократилась максимальная дальность полета.

Характеристики:

  • крейсерская скорость: 850 кмч
  • максимальная дальность: 10464 км
  • максимальнный взлетный вес: 79016 кг
  • марка двигателей: CFMI CFM56-7

Размер самолета:

  • размах крыльев: 35.8 м
  • длина: 39.48 м
  • высота: 12.55 м

Габариты кабины:

  • длина салона: 32 м
  • ширина салона: 3.53 м
  • высота салона: 2.16 м
  • количество пассажиров: до 50
  • объем багажника: 36.2 м3

Схема салона

Добавить комментарий