Крайние записи

  • Самоходная гаубица PZH 2000. Фото. Технические характеристики.

    После распада Варшавского договора, руководство Бундесвера… »

  • Самолет RF-4e Phantom II. Фото. Технические характеристики.

    Одним из самых известных и узнаваемых самолетов времен холодной… »

  • Самолет МиГ-17. Фото. Технические характеристики.

    Обновлено 07.01.2018
    Очень удачная конструкция и успех истребителя МиГ-15… »

  • Skoda PA-2 Turtle. Сборная модель.

    В промежуток между Первой и Второй Мировыми Войнами многие… »

  • Грунтовка А.MIG 2022 ONE SHOT PRIMER WHITE

    Один из наиболее ответственных и сложных моментов в процессе… »

Технические характеристики самолета Л-410

Его аэродинамическая схема является классической. Это высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями. Хвостовое оперение у него однокилевое.

Фото самолета Let L-410 вы можете увидеть ниже.

Let L-410.

Длина Л-410 достигает 14,4 метра. Размах крыльев — 20 м. Высота самолета — 8 м. Его максимальный взлетный вес — 6 600 кг, а посадочный — 6 400 кг. Вес пустого воздушного судна — 4 150 кг.

Он может летать на маршруты дальностью до 1 540 км, а с максимальной нагрузкой — до 1 040 км. Его крейсерская скорость — 310 км/ч, а максимальная — 400 км/ч.

Л-410 управляют два пилота. В салон могут уместиться от 15 до 19 (точное количество зависит от модификации).

Краткая история

Работы по проектированию под названием L-410 были начаты в 1966 году в чехословацком городе Куновице. Уже через три года после этого в небо поднялся экспериментальный образец модели. Тогда она комплектовалась двигателями Pratt & Whitney PT6A-27. На протяжении дальнейших нескольких лет конструкторы существенно доработали и усовершенствовали самолёт. Ключевым нововведением стали новые моторы Czech Walter M601, что были разработаны специально для него на заводе авиапредприятия в 1973 году. Позже инженеры компании создали ряд модификаций самолёта L-410. Модель быстро стала популярной, а отдельные её экземпляры повились на всех континентах.

В начале девяностых годов прошлого века для предприятия начался настоящий кризис: заказов на новые лайнеры практически не было. Ситуация кардинально поменялась лишь в 2008 году, когда 51 процент его акций был приобретён российской компанией «УГМК» (еще пять лет спустя она выкупила оставшуюся часть). Новым собственникам завода удалось существенно расширить портфель заказов и сделать модель действительно востребованной на рынке. Как результат, за это время было построено несколько десятков экземпляров авиалайнеров из линейки и продано различным заказчикам из Украины, Бразилии, Болгарии и Словакии. Значительная их доля ушла и отечественным потребителям.

Сейчас в мире насчитывается чуть более 400 самолётов этой линейки различных модификаций. Согласно подсчётам экспертов, только для российского рынка потребность в этих авиалайнерах на сегодняшний день составляет около ста экземпляров. Работы по модернизации модели не заканчиваются и в настоящее время. Что касается стоимости L-410, то цена самолёта стартует с отметки в 2,4 миллиона евро.

Эксплуатация

В настоящее время модель L-410 успешно эксплуатируется на территории более чем пятидесяти государств, расположенных на пяти континентах. За всё время производства самолета в общей сложности было собрано около 1100 его экземпляров. Наибольшей популярностью он пользуется на территории стран бывшего Советского Союза. По состоянию на сегодняшний день чешский авиазавод выпускает модификацию UVP E20, которая считается самой современной и продвинутой в линейке.

Зачастую самолёты Let L-410 эксплуатируются авиакомпаниями, которые предоставляют услуги авиатакси. Кроме этого, модель весьма популярна во многих мировых правительственных агентствах. Нельзя не отметить и тот факт, что завод-производитель всегда своевременно предоставляет своим клиентам всю необходимую сервисную поддержку. Самолет также выпускается в десантной, амбулаторной, медицинской, грузовой и представительской версиях.

Объём салона L-410 составляет 632 кубических фута. Благодаря этому даже в его стандартном варианте пассажирам обеспечен довольно высокий уровень комфорта. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что нередко его интерьер дорабатывается и дополнительно оборудуется с целью дальнейшего применения в виде корпоративного либо частного самолета, где есть всё необходимое для отдыха и работы.

Что еще нужно знать

Подведя итог, можно сказать, что лайнер Л-410 надежный, неприхотливый и маневренный вид воздушного транспортного средства, у которого сокращена дистанция как для взлета, так и для посадки. Удобно эксплуатировать транспорт в таких условиях, где затрудняется взлет и посадка транспорта. Благодаря достаточному запасу прочности, который был вложен производителями, самолет с легкостью может садиться и взлетать с неподготовленных и даже с грунтовых площадок. В просторном салоне, оснащенном большими иллюминаторами, хорошая звукоизоляция, кресла для пассажиров расположены в положении 1+2.

Данная модель способна преодолеть около 1300 км, перевозя при этом 19 пассажиров, а качественные шасси, изготовленные по особому методу, позволяют садиться самолету даже на влажном травянистом грунте. Лайнер хорошо себя показал при эксплуатации в суровых климатических условиях, отличные тяговые характеристики двигателя позволяют использовать самолет как при высоких температурных показателях, так и при очень низком атмосферном давлении.

Отменные параметры безопасности позволяют безопасно перевозить пассажиров, доставлять груз в целостности и без повреждений. На протяжении всей истории своего существования лайнер постоянно модернизировался производителем, в настоящее время выпуск самолетов продолжается.

Совместными усилиями производители планируют в ближайшие годы создать более усовершенствованные модели, двигатели которых имеют повышенную мощность, площадь багажного отделения увеличится, кабина пилотов будет оснащена самым последним оборудованием, включая и авионику.

Модификации

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • L-410A — серийный вариант с двигателями Pratt & Whitney PT6A-27 и винтами Hartzell HC-B3TN-3D.
  • L-410AS — «салон», L-410A с улучшенными удобствами.
  • L-410AB — вариант L-410A с четырёхлопастными винтами Hartzell HC-B4TN-3.
  • L-410AG
  • L-410AF — самолёт аэрофотосъёмки на базе L-410A.
  • L-410M — вариант с двигателями Walter M601A и винтами Avia V508.
  • L-410MA — двигатели Walter M601B, винты Avia V508B.
  • L-410MU
  • L-410UVP — вариант с сокращённым взлётно-посадочным расстоянием. Сокращение «УВП» означает «укороченная взлёт-посадка». Первый полёт состоялся в 1976 году[13]. Самолёт оснащён обычным комплексом авионики совместного советско-чехословацкого производства. От предшествующих вариантов этот отличается удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и более мощными двигателями[14].
  • L-410UVP-S — «салон», L-410UVP с улучшенными удобствами.
  • L-410FG — самолёт аэрофотосъёмки на базе L-410UVP.
  • L-410T (также L-410UVP-T) — транспортный, десантный, санитарный вариант с увеличенной до 1.25×1.46 м дверью. Может вмещать до: 1 т груза в контейнерах, 12 парашютистов, 6 больных на носилках в сопровождении 1 медработника.
  • L-410UVP-E — двигатели Walter M601E, пятилопастные винты Avia V510, дополнительные топливные баки на законцовках крыла.
  • L-410UVP-E9
  • L-410UVP-E20
  • L-410LW — вариант со сниженной с 6.4 до 5.7 тонн максимальной взлётной массой.
  • L-420
  • L-420XXL
  • L-410NG — дальнейшее развитие L-410UVP-E20, отличается наличием интегральных крыльевых баков, что увеличило ёмкость топливной системы почти в два раза и, соответственно, увеличилась дальность полёта. Установлены более мощные двигатели, увеличен объём переднего багажного отсека, кабина пилотов снабжена новой авионикой. Планируется запустить серийное производство к 2017 году.

Общее описание и характеристики

В основу легла аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана. Модель имеет фюзеляж круглого сечения типа “полумонокок” и цельнометаллическую конструкцию. Самолет оборудован трёхопорным убирающимся шасси с носовой стойкой. Что касается крыльев, то они являются прямыми и трапециевидными в плане. Модель собирается чешским предприятием по полному циклу. Другими словами, здесь оборудованы линии для производства и сборки всех элементов и узлов, начиная от проведения поверхностной обработки материалов и заканчивая испытаниями в собственном аэропорту.

Читайте также  Аэропорт Ханой

Серийная версия авиалайнера, которая пользуется большой популярностью в наше время, оснащена двумя турбовинтовыми силовыми установками GE H80-200. Максимальная дальность полёта модели составляет чуть более 1,5 тысячи километров, в то время как наибольшая продолжительность полёта – около пяти часов. Самолет способен одновременно перевозить на борту 19 пассажиров, без учёта членов экипажа.

Технические характеристики

Модификация L-410M L-410UVP L-410UVP-E L-410UVP-E20 L-410UVP-E20
Экипаж 2 пилота 2 пилота 2 пилота 2 пилота 2 пилота
Коммерческая нагрузка 17 пассажиров или 1430 кг груза 15 пассажиров или 1300 кг груза 17-19 пассажиров или 1710 кг груза 19 пассажиров или 1800 кг груза 19 пассажиров или 1800 кг груза
Тип двигателя 2 × ТВД Walter M601A 2 × ТВД Walter M601D 2 × ТВД Walter M601E 2 × ТВД Walter M601E 2 × GE H80-200
Взлетная мощность, л.с. 2 × 690 2 × 725 2 × 750 2 × 750 2 × 800
Тип воздушного винта 2 × AVIA V508B 2 × AVIA V508D 2 × AVIA V510 2 × AVIA V510 2 × AVIA AV-725
Количество лопастей на каждом винте 3 3 5 5 5
Диаметр воздушных винтов, м 2,5 2,5 2,3 2,3 2,3
Размах крыла, м 17,478 19,478 19,478 19,98 19,98
Длина самолёта, м 13,605 14,42 14,42 14,42 14,42
Высота самолёта, м 5,646 5,83 5,83 5,83 5,83
Площадь крыла, м² 32,5 34,86 34,86 34,86 34,86
Масса пустого самолёта, кг 3700 3850 4000 4050 4050
Масса максимальная взлетная, кг 5700 5800 6400 6600 6600
Масса топлива (основные баки), кг 1000 1000 1000 1000 1000
Масса топлива (концевые баки), кг 313,8 313,8 313,8
Максимальная скорость, км/ч ИС 300 320 335 335 335
Практическая дальность, км 990 1040 1380 1410 1500
Практический потолок, м 4000 4200 4200 4250 4200

История создания и производства

В 60-х годах в гражданском воздушном флоте СССР возникла необходимость создания компактного ближнемагистрального пассажирского самолёта нового поколения способного вмещать около двух десятков пассажиров и взлетать и приземляться на сельские аэродромы с грунтовой ВПП. Причём, ставка делалась на высокую экономичность такого самолёта, поэтому в качестве силовых установок выбирались турбовинтовые двигатели. Такой самолёт был разработан в ОКБ Бериева и получил обозначение Бе-30. Однако, работу над аналогичным самолётом поручили по линии СЭВа авиационным предприятиям ЧССР, как стране соц. лагеря с наиболее опытным и развитым авиастроением.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии — к началу 1974 года она получила 12 самолётов. Всего был построен 31 самолёт. Пять самолётов (зав. № 720103-06 и № 720201) L-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привёл на аэродром ГосНИИ ГА чешский лётчик-испытатель Франтишек Свинка.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410М/МУ.

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР. Разработана модификация L-420 с более мощными ТВД М601 °F (2 х 778 л. с.), увеличенной взлетной массой (6,8 т) и улучшенными лётными характеристиками (лётные испытания самолёта начались в ноябре 1993 года).

Начиная с 1969 года, было построено 1104 L-410 различных модификаций, 862 из них были поставлены в Советский Союз. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолётов L-410.

Используется в гражданских[9] и военных[10] летных училищах для предварительной подготовки будущих лётчиков дальней авиации и военно-транспортной авиации.

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51 % акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купило принадлежащее узбекскому миллиардеру Искандеру Махмудову ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 года выпущено 11 машин. Было заявлено о намерении довести темп выпуска до 16—18 машин в годК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 930 дней]. Но это не было реализовано. В настоящий момент завод концентрируется на ремкомплектах и вторичном рынке, так как большая часть парка самолётов этого типа в очень плохом состоянии в силу их значительного возраста и длительного отсутствия снабжения запчастями и комплектующими. С 2003 года было утеряно в катастрофах около 20 самолётов этого типа.

По состоянию на 2013 год производится модификация L-410UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом, системой TCAS. L-410 UVP-E20 имеет сертификат типа ар мак[11].

В сентябре 2013 года ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» приобрело 49 % акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет акций до 100 %[12].

В 2016 году на базе Уральского завода гражданской авиации (Екатеринбург) планируется развернуть серийное производство Л-410.

Модификации Л-410

Одним из таких типов является L-410UVP. Последние три буквы обозначают одну из характеристик самолета Л-410 этой модификации — “укороченная взлет-посадка”. Это ближнемагистральный самолет. Он взмыл в небо в 1976 году первый раз. На нем была установлена авионика советско-чешского производства.

Вторая распространенная модель — L-410NG. У него установлены интегральные крыльевые баки. Это позволило увеличить емкость топливной системы, что в свою очередь повлияло на дальность перелетов.

Двигатели развивают больше мощности, а кабина пилотов оборудована авионикой по новым стандартам. Объем переднего отсека для багажа также был увеличен.

Читайте также  Как добраться до Нячанга

К 2017 году эту модификацию снова хотят запустить в массовое производство.

Модификации

Чешским авиапроизводителем Aircraft Industrie за все время созданы следующие модификации Turbolet:

  • L-410A. Базовая версия с двигателями PT6A-27 и пропеллерами Hartzell HC-B3TN-3D.
  • L-410AS. Имеет обновленный салон.
  • L-410AB. Оснащена четырехтактным винтом Hartzell HC-B4TN-3.
  • L-410AG.
  • L-410AF. Фотограмметрический вариант. Поставлен в Венгрию в 1974 году.
  • L-410FG. Фотограмметрический вариант.
  • Прототип L-410M 1974 года. Оснащен двигателями Walter M601A и пропеллерами Avia V-508.
  • L-410MA. Оснащен моторами Walter M601B и пропеллерами Avia V-508B.
  • L-410MU. Оборудован устройством для автоматической регулировки снижения при отказе одного из двигателей.
  • Прототип UVP. Впервые испытан 1 ноября 1976 года.
  • L-410 UVP-E. Первый полет осуществлен 15 августа 1989 года экипажем Франтишека Срнека и Милослава Тошовского.
  • UVP-Е9.
  • UVP-E20, в США сертифицирован как L-420.
  • L-410T. Транспортная/санитарная модификация.
  • L-410LW с уменьшенной массой.
  • L-420XXL. Транспортная версия с грузовым отсеком для 3 контейнеров MD3 (FEDEX) или 2000 кг груза.
  • L-410NG. Мдернизированная версия UVP-E20.

Эксплуатанты

Военные

Состоит на вооружении

Россия Россия — 27 L-410, по состоянию на 2016 год [16]

  • ВВС России — 10 L-410UVP-E20, по состоянию на 2013 год[17]

Джибути Джибути

  • ВВС Джибути — 1 L-410UVP, по состоянию на 2016 год[18]

Коморы Коморы

  • Вооружённые силы Комор — 2 L-410UVP, по состоянию на 2012 год[19]

Латвия Латвия

  • ВВС Латвии — по состоянию на 2012 год — 1 L-410UVP[20]

Литва Литва

  • ВВС Литвы — в 1991 году из ФРГ были получены два L-410UVP[21], по состоянию на 2012 год — 1 L-410UVP[22]

Ливия Ливия

  • ВВС Ливии — 15 L-410, по состоянию на 2012 год[23]

Словакия Словакия

  • ВВС Словакии — 2 L-410FG, 4 L-410UVP, и 2 L-410VP-T, по состоянию на 2016 год [24]

Словения Словения

  • Бригада ПВО и ВВС Словении — 1 L-410UVP, по состоянию на 2016 год [25]

Тунис Тунис

  • ВВС Туниса — 3 L-410, по состоянию на 2016 год[26]

Чехия Чехия

  • ВВС Чехии — 6 L-410 UVP на 2016 год [27]

Эстония Эстония

  • Береговая охрана Эстонии — 2 L-410, по состоянию на 2016 год [28]

Болгария Болгария

  • ВВС Болгарии – 2 L-410UVP-E, по состоянию на 2016 год [29]

Бангладеш Бангладеш

  • Военно-воздушные силы Бангладеш — 1 L-410UVP на 2016 год [30]

Гондурас Гондурас

  • Военно-воздушные силы Гондураса — 2 L-410, по состоянию на 2016 год [31]
Состоял на вооружении

СССР СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

  • ВВС СССР

Венгрия Венгрия

  • ВВС Венгрии

Кабо-Верде Кабо-Верде

  • Вооружённые силы Кабо-Верде

Колумбия Колумбия

  • ВВС Колумбии

Эстония Эстония

  • ВВС Эстонии

Индонезия Индонезия

  • ВВС Индонезии

Перу Перу

  • ВВС Перу

ГДР ГДР

  • Национальная народная армия

Германия Германия

  • ВВС Германии

Чехословакия Чехословакия

  • ВВС Чехословакии

Гражданские

Современные гражданские операторы

Бразилия Бразилия

  • NHT Linhas Aéreas — шесть Let L-410, по состоянию на 2006 год
  • TEAM Linhas Aéreas — два Let L-410, по состоянию на 2006 год

Венгрия Венгрия

  • ABC Air Hungary — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

Гаити Гаити

  • Tortug’ Air — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

Гватемала Гватемала

  • Transportes Aéreos Guatemaltecos — два Let L-410, по состоянию на 2006 год

Греция Греция

  • Heli Air — семь Let L-410, по состоянию на 2006 год

Гондурас Гондурас

  • Atlantic Airlines de Honduras — десять Let L-410, по состоянию на 2006 год
  • Aerolineas Sosa — четыре Let L-410, по состоянию на 2006 год

Дания Дания

  • Benair — два Let L-410, по состоянию на 2006 год

Кения Кения

  • Mombasa Air Safari — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

Колумбия Колумбия

  • SEARCA — девять Let L-410, по состоянию на 2006 год

Коста-Рика Коста-Рика

  • NatureAir — один L410 UVP-E20, по состоянию на 2016 год

Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго

  • Kin-Avia — пять Let L-410, по состоянию на 2006 год

Остров Мэн Остров Мэн

  • Manx2 — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

Россия Россия

  • Казанское авиапредприятие — два Let L-410, по состоянию на 2006 год
  • ЮТэйр — два Let L-410, по состоянию на 2006 год
  • Петропавловск-Камчатское авиапредприятие — пять Let L-410, по состоянию на 2012 год
  • Авиакомпания Уктус — один Let L-410, по состоянию на 2012 год
  • КрасАвиа — шесть L-410UVP-E20, по состоянию на 2014 год
  • авиакомпания оренбуржье — семь L-410UVP-E20, по состоянию на 2015 год
  • Комиавиатранс — четыре L-410UVP-E20, по состоянию на 2015 год
  • Хабаровские авиалинии — три L-410UVP-E20, по состоянию на 2015 год
  • Аэросервис — два L-410UVP-E20
  • Авиакомпания «ПАНХ», Улан-Удэ — два L-410UVP-E20, с 22 апреля 2014 года

Украина Украина

  • «Универсал-Авиа» (Ровно) — один Let L-410T и 12 Let L-410UVP, по состоянию на 2006 год

Филиппины Филиппины

  • South East Asian Airlines — шесть Let L-410, по состоянию на 2006 год

Черногория Черногория

  • Di Air
Бывшие гражданские операторы

СССР СССР

  • Аэрофлот

Чехия Чехия

  • Правительство Чехии

Чехословакия Чехословакия

  • Slov-Air

Хорватия Хорватия

  • Trade Air

Венгрия Венгрия

  • Aviaexpress
  • Farnair Hungary

Словения Словения

  • Правительство Словении

Словакия Словакия

  • Правительство Словакии

Бразилия Бразилия

  • Noar Linhas Aéreas
  • Sol Linhas Aéreas

Филиппины Филиппины

  • Sky Pasada

Франция Франция

Примечания

  • ↑ 9 августа 2012 года.
  • ↑ 24 октября 2013 года.
  • ↑ flugzeuginfo.net: Retrieved on 20 January 2009
  • ↑ 9 августа 2012 года.
  • 1 2
  • ↑  (недоступная ссылка)
  • ↑ 19 апреля 2012 года.
  • ↑  (рус.) (недоступная ссылка — ). — Страница не доступна. 14 июля 2008 года.
  • ↑ Взлетел модернизированный L-410NG (рус.) // Взлёт. — М., 2015. — № 8-9. — С. 51.
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 195
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 236
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 83
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 402
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 442
  • ↑ // DELFI.LT от 23 марта 2012
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 137
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 138
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 356
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 88
  • ↑ The Military Balance 2016, p. 117
  • ↑ от 23 октября 2013 на Wayback Machine (укр.) — Отчёт о состоянии авиационной безопасности на Украине за 9 месяцев 2012 года.
  • ↑ 6 июля 2015 года.
  • ↑  (недоступная ссылка — ). Проверено 14 января 2017. 16 января 2017 года.
  • ↑ 13 января 2012 года.
  • ↑ 24 февраля 2011 года.
  • ↑ 13 сентября 2012 года.
  • Let L-410 серии NG

    В марте 2018 года стартовал серийный выпуск усовершенствованной версии UVP E-20. Она получила индекс L-410NG. Двухмоторный турбовинтовой транспортный/пассажирский самолет производства чешской компании Aircraft Industrie получил удлиненный фюзеляж, что позволило увеличить объем багажного отделения.

    Модель оснащена:

    • более мощной и более тихой силовой установкой GE H85-200 с пропеллерами Avia-725;
    • современной кабиной от Garmin;
    • крыльями новой конструкции со встроенными топливными баками.

    Новый двигатель соответствует строгим европейским нормативам по уровню шума и экологическим параметрам. Грузоподъемность увеличена на 400 кг, скорость доведена до 417 км/ч, а дальность полета составила рекордные для данной модели 2570 км. Рабочая высота осталась прежней – 4200 м, максимальный потолок – 6096 м. Самолет может беспрерывно работать до 10 часов.

    Эксплуатанты

    Turbolet эксплуатируется ВВС и гражданскими авиакомпаниями более чем двумя десятками стран Европы, Центральной и Южной Америки, Южной Азии, Северной и Центральной Африки. Среди коммерческих авиаперевозчиков наибольшим парком самолетов Let L-410 обладают следующие компании (по данным за 2006-2016 годы):

    • «Универсал-Авиа» – 13 единиц (Украина);
    • Atlantic Airlines de Honduras – 10 (Гондурас);
    • SEARCA – 9 (Колумбия);
    • «Оренбужье» – 7 (Россия);
    • Heli Air – 7 (Греция);
    • «КрасАвиа» – 6 (Россия);
    • NHT Linhas Aéreas – 6 (Бразилия);
    • South East Asian Airlines – 6 (Филиппины);
    • Петропавловск-Камчатское авиапредприятие – 5 (Россия);
    • Kin-Avia – 5 (ДР Конго).
    Читайте также  Аэропорты Кипра

    По данным за 2012-2016 годы, военные модификации находятся на вооружении армий России (27 экземпляров), Ливии (15), Словакии (8), Чехии (6), Туниса (3), Болгарии (2), Гондураса (2), Коморских островов (2), Эстонии (2), Бангладеша (1), Джибути (1), Латвии (1), Литвы (1), Словении (1).

    Историческая справка

    Разработка самолета L-410 началась в середине 1960-х годов чехословацким авиастроительным заводом Let Kunovice по чертежам таганрогского ОКБ Бериева. Советская авиакомпания «Аэрофлот» искала замену устаревшим турбовинтовым моделям «Антонов» Ан-2. Новые воздушные суда должны были осуществлять связь с региональными населенными пунктами, расположенными в различных климатических зонах – от тундры до субтропиков. Важнейшими условиями были компактность (вместимость до 20 пассажиров), высокая экономичность, короткая полоса разгона, возможность приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Турбовинтовая схема подходила для этих целей как нельзя лучше.

    Производство доверили фирме Let как члену Совета экономической взаимопомощи социалистического блока. Прототип XL-410 осуществил тестовый полет 16 апреля 1969 года под управлением заводских летчиков Владимира Влка и Франтишека Свинки. Первые экземпляры комплектовались двигателями Pratt Whitney Canada PT6-A27 и трехлопастными пропеллерами Hamilton Standard.

    Когда была завершена разработка двигателей чехословацкого производства Walter M601, силовые установки PT6 были заменены на M601A (позже M601B), а на самолете появился трехлопастный пропеллер Avia V508. Образец с новым оборудованием был подготовлен в 1973 году, а в 1974-м совершил первый полет. Модель получила маркировку L-410M. В 1975 году начались поставки в СССР.

    Технические характеристики

    Параметры самолетов L-410 различных модификаций представлены в таблице.

    Параметр

    UVP

    L-410M

    UVP-E

    UVP E-20

    Вместимость

    1,3 т/15 чел.

    1,43 т/17 чел.

    1,71 т/17-19 чел.

    1,8 т/19 чел.

    Мотор

    M601D

    M601A

    M601E

    M601E/H80-200

    Мощность, л.с.

    2×725

    2×690

    2×750

    2×750/800

    Тип винтов

    2×V508D

    2×V508B

    2×V510

    2×V510/AV725

    Скорость, км/ч

    320

    300

    335

    335

    Потолок, м

    4200

    4000

    4200

    4200/4250

    Дальность, км

    1040

    990

    1380

    1410/1500

    С 2014 года разрабатывается специальная версия Let-410 E20 с лыжами на шасси. В апреле 2017 года состоялось успешное испытание этой модификации на российской полярной станции в 100 километрах от Северного полюса, развернутой на дрейфующих льдах.

    Безопасность Let 410

    Надежностью Л-410 похвастать не может – из 1100 самолетов потерпели крушение почти 10%, жертвами стали более 400 человек. Однако это обусловлено тем, что за почти полвека существования самолет эксплуатировалась самым нещадным образом. Если говорить о современной модели, она отличается большей безопасностью, обусловленной новейшими техническими решениями (автопилот, система навигации, система предупреждения столкновения). Двигатели тоже сильно доработаны.

    Крушение Л410 в Хабаровском крае

    15 ноября 2017 года в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L410 с 5 пассажирами и 2 членами экипажа. В результате падения лайнера, погибли 6 человек, спастись удалось только ребенку примерно 4 лет. Организовано расследование, в котором на данный момент отрабатывается две версии произошедшего – отказ техники и ошибка пилотирования. Погодные условия были благоприятными. Пока следствие склоняется к отказу техники, так как экипаж до конца боролся за самолет. К проверке присоединился также представитель завода-изготовителя.

    Описание

    Turbolet относится к классу негерметичных цельнометаллических самолетов, по этой причине высота полета ограничена 4200 км над уровнем моря. Воздушное судно способно подниматься выше 6000 км, но в этом случае требуется использование кислородных масок.

    Два 3/5 лопастных турбовинтовых двигателя обладают высокой экономичностью и достаточной тягой для осуществления взлета с короткой дистанции. Однако пришлось пожертвовать скоростью – 300-335 км/час в старых версиях и 417 км/час в новой модификации NG. Впрочем, для региональных перелетов это не критично.

    Пассажирский салон компактный, 5-7-рядный. Справа от прохода размещаются по 2 кресла, слева – по одному. Сиденья достаточно удобные. В задней части размещены туалет с умывальником и мини-гардероб. Существуют VIP-исполнения с диваном (спальным местом), мягкими креслами, журнальным столиком, телевизором, кухней-баром и холодильником.

    Безопасность полетов обеспечивается двойным гидравлическим контуром (основным и аварийным) и автоматической системой снижения (наличие зависит от модификации) в случае поломки одного из моторов. Основная электрическая система работает с напряжением 28 В постоянного тока. Защита от обледенения обеспечивается передними пневматическими антиобледенителями, а также электрическим нагревом гребных винтов, ветровых стекол кабины и приемников воздушного давления.

    История создания воздушного транспорта

    Первая модель самолета Л-410, как было ранее отмечено, была создана в конце 60-х годов. Основная цель нового воздушного транспорта – осуществлять короткие авиаперелеты. Вместительность салона должна была быть такой, чтобы в нем могли разместиться до 20-ти человек, а обслуживать самолет должен был авиалинии протяженностью до 650 км.

    Чехословацкий производитель успешно справился с поставленной перед ним задачей, новая модель транспортного воздушного средства оказалась не только надежной и неприхотливой, но и многоцелевой, что, собственно говоря, и требовал заказчик.

    Получив в свое распоряжение новый вид воздушного транспорта, лайнер стали использовать для:

    • пассажирских и грузовых перевозок;
    • для транспортировки корреспонденции;
    • для перевозки больных;
    • для проведения различных научных исследований.

    Новая модель воздушного транспорта ценилась не только за маневренность, но и за умение взлетать и садиться в местах, где не имелось взлетно-посадочной полосы, что было крайне важно при транспортировке больных или при проведении научных исследований. . Первая модель, получившая название Л-410, поднялась в небо в конце 60-х годов, однако, как заметили производители, двигатель воздушного транспорта был недостаточной мощности

    Поэтому было решено внести несколько изменений в производственный процесс, в частности они коснулись двигателя. Так, к середине 70-х были запущены в серию модернизированные Л-410 с более мощным двигателем, 5 из которых и были переданы в Советский Союз.

    Первая модель, получившая название Л-410, поднялась в небо в конце 60-х годов, однако, как заметили производители, двигатель воздушного транспорта был недостаточной мощности. Поэтому было решено внести несколько изменений в производственный процесс, в частности они коснулись двигателя. Так, к середине 70-х были запущены в серию модернизированные Л-410 с более мощным двигателем, 5 из которых и были переданы в Советский Союз.

    Основной заказчик был удовлетворен своим заказом и продолжил сотрудничество с производителем, а первый воздушный транспорт купила самая известная в те времена компания «Аэрофлот». Можно посмотреть фото самолета Let L-410 на сайте. К началу 80-х Советский Союз приобрел более 100 моделей самолетов Л-410, и не собирался прекращать сотрудничество.

    Салон самолета L-410

    Ссылки

    • [www.airliners.net/search/photo.search?engine_version=6.0&search_active=1&search=&sheadline=&domains=Airliners.net&sitesearch=Airliners.net&client=pub-8297169501225184&forid=1&channel=1924797129&ie=ISO-8859-1&oe=ISO-8859-1&cof=GALT%3A%23E6E8FA%3BGL%3A1%3BDIV%3A%23000000%3BVLC%3AE6E8FA%3BAH%3Acenter%3BBGC%3A45678C%3BLBGC%3A45678C%3BALC%3AE6E8FA%3BLC%3AE6E8FA%3BT%3AC4C8CC%3BGFNT%3AC4C8CC%3BGIMP%3AC4C8CC%3BLH%3A36%3BLW%3A639%3BL%3Ahttp%3A%2F%2Fcdn-www.airliners.net%2Fgraphics%2Fopen_file_header_image.jpg%3BS%3Ahttp%3A%2F%2Fstart.airliners.net%3BFORID%3A1%3B&hl=en&search_field=datedesc&q=l-410&submit= Фотографии] (англ.) — фотографии самолёта.
    • [www.airwar.ru/other/draw/l410_cl.html Чертеж «Let L-410 Turbolet»]
    • [www.airwar.ru/enc/craft/l410.html Описание Let L-410 Turbolet]
    • [www.airwar.ru/enc/aliner/l410uvp.html Описание Л-410УВП] // airwar.ru
    • [dir.avia.ru/aircrafts/951233153.shtml Описание Л-410УВП] // avia.ru
    • [www.l410.cz/wp/ Сайт, посвященный Л-410 (на чешском)]
    • [www.let.cz/index.php?sec=6 Л-410 на сайте производителя]
    • [www.nita.ru/catalog/trenazher-l-410-uvp-e20/ Тренажер Л-410 на сайте производителя]

    Добавить комментарий