С наступлением кризисной ситуации авиация в России окончательно стала элитным видом транспорта. Пассажиры, по социальному составу, в основном, бизнесмены, чиновники и туристы, отправляющиеся на отдых большей частью в страны дальнего зарубежья. По данным Минтранса РФ сегодня воздушным транспортом пользуется не более 2% населения страны.

Особенно тяжелое положение сложилось на местных воздушных авиалиниях, которые когда-то обеспечивали активное передвижение жителей населенных пунктов к районным и губернским центрам, а так же связывали соседние субъекты Федерации.

Статистику гибели региональной авиации и местных воздушных линий иначе, как удручающей не назовешь. В 1990 г. на местных воздушных линиях было перевезено около 25 млн человек, в 1998 — 1,5 млн, в 1999 — менее 1 млн. За последние годы более 500 городов и поселков лишились возможности пользоваться воздушным транспортом. Это одна из причин того, что 24 тысячи населенных пунктов, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, были покинуты жителями.

В ряде регионов сложилась фактическая "транспортная дискриминация" значительной части населения, превратившаяся в острейшую и взрывоопасную социальную проблему.

Кризисное состояние легкой авиации отражается на уровне жизни целых регионов. Огромное количество молодых людей, проживающих в Сибири и на дальнем Востоке, из-за высокой стоимости авиабилета никогда не были в Москве, Санкт-Петербурге, центральных районах России. За то много раз посещали приграничные китайские районы, куда прилететь значительно дешевле, где для них созданы благоприятные условия для отдыха.

На Дальнем Востоке России идет диффузия китайского населения при одновременно происходящем оттоке граждан России. Она идет настолько быстро, что мы рискуем лет через десять-пятнадцать получить огромную территорию с преобладающим китайским населением.

Четыре года назад Владимир Владимирович Путин дал указание разработать меры по государственной поддержке малой авиации. Но до сих пор ничего практически не сделано.

Читайте также  "Таймс": Рост цен на горючее имеет и положительные стороны

Парк воздушных судов гражданской малой авиации Российской Федерации является одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Основным самолетом МВЛ до сих пор остается самолет Ан-2, впервые поднявшийся в воздух в 1947 году. Новых самолетов малой авиации в серийном производстве практически нет. По прогнозам экспертов к 2010 году и этот парк сократится на 80% от уровня начала 90-х годов. За годы реформ разработано более 120 проектов легких и сверхлегких воздушных судов, но сертифицировано только 6 типов.

Скоро в Сибири и на Дальнем Востоке будут запущены важнейшие мегапроекты, как, например, Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" объемом 423 млрд. рублей, включающий в себя Канкунскую ГЭС, Эльконский горно-металлургичекий комбинат, Тарынахский и Таежный горно-обогатительные комбинаты, Ингалинский угольный комплекс, Селигдарский горно-химический комплекс, Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс, Алданский завод синтетических моторных топлив, автомобильные и железные дороги, объекты электросетевой инфраструктуры. Следует также упомянуть об Инвестиционных проектах "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" объемом 214 млрд. рублей (Красноярсий край), "Урал Промышленный-Урал Полярный" объемом 544 млрд. рублей. Реализация этих проектов не возможна без мощного воздушного транспорта.

Проблема носит системный характер: чтобы решить вопрос, необходимо преодолеть как вертикальные — межведомственные барьеры (14 ведомств), так и горизонтальные — центр, федеральные округа, регионы, муниципальные образования. В стране отсутствует единый государственный орган отвечающий за всю проблему в целом.

Фонд ….. постоянно занимается этой проблемой. Росавиацентр пошел еще дальше, разработал комплексную программу возрождения легкой или, можно сказать, народной авиации, исходя из имеющихся ресурсов.

Как показывает жизнь, испытывая острейшую нужду в МВЛ, регионы, начинают действовать самостоятельно, не дожидаясь помощи и решений центра.

В настоящее время координационный совет по транспорту Межрегиональной ассоциации "Сибирского соглашения" приступил к подготовке технического задания и сметы расходов на осуществление программы возрождения МВЛ. В ней будут участвовать 16 субъектов РФ. Идет работа над Межрегиональной целевой программой "Развитие региональной и малой авиации на территории Сибири на период 2009-2015 г.г".

Читайте также  «Мы не будем рисковать нашим имиджем…»

Разработчики ориентируют ее на использование государственно-частного партнерства. Решение о разработке программы было принято на Совете при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совете законодателей Сибирского федерального округа и Совете Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение".

В Самарской области, с 2001 года действует областная целевая программа развития малой авиации, финансируемая из бюджета области. В результате создан целый ряд успешно летающих легких и сверхлегких самолетов. Некоторые из них получили сертификат типа и строятся малыми сериями.

Фонд "Партнер гражданской авиации" совместно с "Деловой Россией" готовы оказывать всестороннюю поддержку регионам в преодолении межведомственных барьеров, в оказании конкретной помощи в приобретении соответствующих воздушных судов, совместно с комитетом по транспорту ГосДумы добиваться внесения необходимых изменений в существующее законодательство. На наш взгляд было бы целесообразно создать специальный совет по региональной и малой авиации при министерстве транспорта РФ.

Добавить комментарий