В отличие от западных коллег по показателям объемов перевозок Россия остается в зоне роста. Наш рынок был одним из самых быстрорастущих, поэтому и остановить его сложнее"

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак

— Насколько мировые тенденции на авиарынке находят отражение в России?

— Авиационный рынок уже стал настолько интернациональным, что остаться в стороне от общих трендов развития невозможно. Все дело в скорости тех изменений, которые происходят. Например, цены на топливо у нас снизились не так сильно, как в зарубежных странах, поэтому издержки российских авиакомпаний остались высокими. Спад спроса на авиабилеты, конечно же, чувствуется и у нас: если еще летом темпы роста пассажиропотока составляли около 20% к прошлогодним значениям, то сегодня они ниже — всего 12-13%. Однако в отличие от наших западных коллег по показателям объемов перевозок Россия остается в зоне роста. Наш рынок был одним из самых быстрорастущих, поэтому и остановить его сложнее.

— Будут ли российские перевозчики снижать цены на билеты?

— Конечно, авиакомпании будут пытаться удерживать спрос, в том числе и своей ценовой политикой, это вполне разумно. Но происходить это будет очень медленно, поскольку вышеназванные тенденции у нас пока проявлены не очень сильно. Я думаю, что если бы цены на топливо повсеместно в России снизились хотя бы на 30%, а также если другие провайдеры услуг для авиакомпаний, в первую очередь аэропорты, также снизили свои расценки на 30%, то снижение цен на билеты в размере 15-20% могло бы стать реальностью уже после Нового года. В существующих условиях билеты могут подешеветь максимум на 3-7%. В то же время сейчас наблюдается снижение объема продаж на большую глубину: люди реже приобретают билеты заранее. Возможно, решение этой проблемы перевозчики будут также решать за счет снижения цен на некоторые свои тарифы. Не следует забывать также, что в России сейчас идет массовый вывод из эксплуатации самолетов советского производства, но западных самолетов в таком количестве в страну не приходит. Таким образом, на нашем рынке все еще присутствует некоторый дефицит провозных мощностей, который отнюдь не способствует снижению цен на авиабилеты.

Читайте также  Участники ПМЭФ тратятся на аренду частных самолетов

— Как это отразится на финансовом состоянии авиакомпаний?

— Объективное снижение спроса на авиационные услуги, разумеется, не сулит ничего хорошего перевозчикам. Но если цены на топливо и тарифы авиакомпаний будут снижаться сбалансировано, то по крайней мере сохранить свой прежний финансовый результат будет вполне возможно. Сейчас более важно для финансового состояния перевозчиков претворение в жизнь заявленных мер господдержки авиарынка — прежде всего, предоставление отсрочки по таможенным платежам и получение кредитов по приемлемым ставкам хотя бы в утвержденном объеме 30 млрд руб. Если эти решения так и не будут реализованы, то многим авиакомпаниям не удастся пережить зиму. И говорить о снижении цен на авиаперевозки будет не вполне уместно.

Источник: Коммерсант
Интервью взял Алексей Ъ-Екимовский

Добавить комментарий